Игра дает право на ошибку

04.11.2019
Игра дает право на ошибку

Послевкусие от первых "Аналитических Игр" в Алматы. Интервью с автором и ведущим игр Алексеем Петровым, московским тренером.

В Алматы 20 октября впервые прошли открытые «Аналитические игры», которые организовала IT-компания «АЛСЕКО». В деловой игре на тему «Сбор требований и описание видения решения» приняли участие около двадцати практикующих системных и бизнес-аналитиков из различных IT-компаний, включая двух игроков из Санкт-Петербурга, которые специально приехали на игру в Алматы.

Для Алексея Петрова, автора и ведущего «Аналитических игр», прошедшие игры стали двадцать шестыми. После восьмичасовой игры мы встретились с Алексеем, чтобы узнать о его впечатлениях, послевкусии от игры и задать несколько вопросов от участников.

- Алексей, если у нас в Алматы будет конференция для бизнес-аналитиков, ты приедешь?

- Конечно. Во время знакомства с участниками игры мне выпала карточка с вопросом: «Что вы хотите начать делать?» — и я ответил, что хочу помогать в организации первой конференции для аналитиков в Алматы. И это не шутка. Всегда приятно находиться у истоков какого-то начинания. 

- Представим, что конференция уже завтра, с какой темой ты хочешь на ней выступить?

-  Сегодня, как никогда, важно говорить о трендах, о будущем и примерах применения практик, которые можно назвать практиками будущего.  В течение года я работаю с темой перспективных компетенций аналитика. Мы часто изучаем прошлое как профессиональный базис, а вот с навыками «цифровой эры» практически не работаем. На днях в LinkedIn мне попалась заметка про критическое мышление. На эту тему мы начали говорить открыто в августе на конференции IT Nights. Сейчас в моем понимании сложился минимальный набор метакомпетенций ИТ-аналитика, включающий критическое, системное мышление и бизнес-осознанность, проявляющую себя, в том числе, в способности справляться с когнитивными искажениями. Почти каждый наверняка слышал понятия, как «ошибка выжившего», состоящая в умозаключении по нерепрезентативным статистическим данным, или ошибка планирования, допуская которую человек не предполагает проблем в своей деятельности и рассчитывает, что «все будет хорошо». 

Таких аномалий мышления много, и способность чувствовать, что здесь ты дал оценочное суждение, здесь находишься в рамках своего прежнего опыта или стереотипов, здесь даешь волю ограничивающим предубеждениям, в действительности крайне важна. Это направление на ближайшие десять лет и ему надо посвящать часть контента на любой конференции.

Из новых конференц-форматов мне импонирует идея приглашать представителей бизнеса с рассказом об их видении процесса и результатов работы аналитика. Сегодня такого общения очень мало, докладчики из числа аналитиков показывают истории успеха, не разглашая свои провалы. А эта точка зрения и опыт очень ценны для всех.

- Расскажи немного о самих аналитических играх. Как они начинались, и далее.

- Все началось с эксперимента. Году в 2016-м в ходе тренингов регулярно оставалось свободное время, которое я решил потратить на закрепление материала в игровой форме. В начале 2017 г. знакомые преподаватели в Петербурге пригласили провести игру для студентов. Тогда же у меня проходил курс для специалистов, и они попросили «добавки». Так, при активном участии практикующих аналитиков и студентов профильных направлений, родились аналитические игры «для всех».  Первоначально проект назывался «Аналитические игры в Санкт-Петербурге».  В том же году мы провели игру в Нижнем Новгороде, Симферополе, Минске, дважды играли в Астане. От игры к игре сформировался технологичный формат, который быстро занял полный день. Игра обросла разными элементами, расширила географию. Если все сложится хорошо, одна из первых игр в следующем году станет тридцатой по счету.

- У тебя была уже возможность проанализировать, чем игры в Алматы отличались от прочих?

- Каждая игра отличается от других. В алматинской интересным был набор техник. Ребята активно предлагали, что хотят потренировать. Так появились дорожная карта продукта, высокоуровневый дизайн, который в итоге приобрел довольно экзотичную форму, но его подготовка доставила команде огромное удовольствие. В играх в Томске, например, было два менеджера продукта, которым, как и в жизни, было непросто транслировать единое видение решения. В Казани явка игроков составила более ста процентов. Каждая игра учит, дает возможность еще что-то усложнить, изменить или добавить вариативности в игровую механику. 

- Что нового ты для себя взял из игры?

- Две предложенные участниками техники, которые получились, как первый блин (смеется). Интересный опыт того, что за полтора часа можно уложить в арсенал игры. Оказалось, что дорожную карту за полтора часа вполне можно представить. И дизайн можно сделать, но нужно уделять команде больше внимания и давать точные инструкции. Что важно – игра дает право на ошибку. Обычно в производственной обстановке такого нет.

Однако я считаю, что ошибки должны быть легализованы, признаны и существовать как часть инженерной культуры, хотя их необходимо отличать от злого умысла, саботажа. В последнее время на конференциях эта повестка начинает обозначаться. Нет ошибок – нет развития. Игра — это место, где можно безопасно ошибаться, и тебе за это ничего не будет. А безопасность, открытость, прозрачность – это ценности Agile, которые мне близки, которые я практикую, отстаиваю, прививаю командам, которых консультирую. В открытой игре главное – посмотреть на других, сравнить себя с окружением. Своеобразный личный бенчмарк: определиться, туда ли ты идёшь, куда остальные, каков сегодня мейнстрим, и надо ли идти туда, куда все. Цели серьезно проработать инженерные практики я не ставлю: это не тренинг, а деловая игра. Но если какие-то ошибки очевидны и их можно поправить быстро, стараюсь помочь участникам. 

- Пара слов о наших участниках, что ты заметил?

- В игре отметил недостаток предварительной диагностики. Он привел к тому, что каждый сделал свой вывод и начал работать, исходя из личных или командных предположений. Скорее всего, это недостаток коммуникации, который может быть следствием того, что в компаниях, где работают участники игры, аналитик — единственный на проекте, и ему на удалении от заказчика приходится во многом самостоятельно строить свою работу. Наши участники «разбегались» в разные стороны, возможно, потому, что самостоятельно домысливали условия. Причиной может быть изоляция в производственном окружении, и ребята демонстрировали свой опыт. В конце дня мы вскрыли эту слабую сторону, и я считаю, для каждого из них это — важный вывод из всей игры. 

Когда я объясняю механику и суть «Аналитических игр», привожу термин peer-to-peer education – люди учатся у людей, друг у друга на ошибках и успешных примерах. В зависимости от того, какие команды формируются на игре, они все приподнимают друг друга в профессиональном плане. Если среди участников игры есть лидеры и они равномерно распределяются по командам, это вызывает серьезный рост. Если явных лидеров нет, то все равно группа поднимется до определенного уровня. 

На примере участия в одной из команд лидера, эксперта было заметно, как она подтягивает остальных. Свои лидеры, державшие в тонусе остальных, были в других командах. В одной команде участники были примерно равны и одинаково драйвили. Все команды работали активно, а менеджер продукта их регулярно бодрила, за что ей отдельное спасибо. 

- Какие книги, курсы ты бы рекомендовал нашим бизнес-аналитикам?

- Всегда полезно начинать с малого. Если предметно говорить об одной из цифровых метакомпетенций, то есть очень приятная книга «Искусство системного мышления», которая переведена на русский язык (Авторы Макдермотт А., О' Коннор Дж.:https://www.meloman.kz/populyarnaya-psihologiya/makdermott-a-o-konnor-dzh-iskusstvo-sistemnogo-myshlenija-neobhodimye-znanija-o-sistemah.html). Она легкая, я рекомендую ее клиентам, даже если они — не ИТ-компании, а только сотрудничают с поставщиками из нашей сферы. Для аналитика это базис, который многие используют неосознанно. Для не-аналитика это необходимая основа, чтобы понять, почему «эти странные люди» задают кучу непонятных вопросов и как выжить после контакта с ними (смеется). 

По поводу курсов… Могу показаться нескромным, но ваш HR-директор рекомендует курсы с моим участием, которые пройдут в Алматы в середине января 2020 года под эгидой «АЛСЕКО». 

- Это отличная новость! Будем держать всех в курсе событий. В Алматы ты как путешественник что успел увидеть за этот день?

- Мало что успел посмотреть, но первое впечатление: в гостинице мне достался верхний этаж, и вид на горы и на город просто прекрасен. Алматы влюбляет в себя сразу – красотой, атмосферой, погодой, людьми. Буду приезжать сюда с удовольствием.

- Алексей, спасибо тебе за беседу и до новой встречи в январе.

Беседовала М. Григорьева